группы мебели

Шелкография. Методика нанесения

История создания шелкографии

Шелкография или иначе, трафаретная печать, представляет собой способ нанесения печатных изображений на поверхности различных изделий с целью создания разнообразных художественных эффектов, при котором краска продавливается ракелем через печатающие элементы печатной формы (трафарета) из тонкой прочной сетки на запечатываемый материал, а закрытые пробельные элементы печатной формы не дают краске проникнуть на этот материал.

Термин шелкография имеет распространенный синоним - сериграфия, или сериография, происходящй от греческих корней seri, т.е шелк и grafia, т.е. писание, изображение. В английской литературе используются термины screenprinting, silkscreening, silk screen printing, а также serigraphy, по немецки шелкография - siebdruck. Хотя в названии этого метода лежит слово шелк, но шелковые сетки сейчас уже не используют, а применяются более прочные и формоустойчивые изделия из полимерных волокон и стальной нержавеющей проволоки с количеством нитей от 54 до 180 на один см длины (ширины) сетки. Сетки равномерно натягиваются на легкие жесткие деревянные или металлические рамы, с которыми потом оперируют вручную или при помощи машин.

Шелкография, или трафаретная печать, получила большое распространение в Европе уже в конце XVI века, преимущественно в Англии и Франции. В XVIII веке это искусство распространяется почти во всех странах мира и особенно в Америке. Американские мебельщики, по видимому, являются пионерами применения шелкографии в мебели, т.к. именно в этот период начинается формирование мебельной промышленности и создания собственного, т.к. называемого колониального стиля мебели.

Термин шелкография закрепился в самом начале ХХ века, когда был запатентован процесс трафаретной печати через шелковую ткань, которая гарантировала более высокую устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров и использование резиновых валиков (в дальнейшем - резиновых ракелей) для нанесения краски. В 60-ые годы прошлого 20 века техника шелкографии была усовершенствована популярными художниками ( В. Вазарели, Д. Джонс, Р. Индиана, Д. Поллок, Э. Уорхол).

Шелкография в современном промышленном производстве

Шелкография, т.е. шелкографическая печать может осуществляться по самым разнообразным материалам и поверхностям - бумаге, картону, древесине, стеклу, металлу, лакированным поверхностям, пленкам, пластмассам. Поэтому, современная шелкография, помимо собственно полиграфии, получила самое широкое распространение в производстве разнообразных технических и потребительских товаров: печатные платы для электронных приборов, сигареты, авторучки, бутылки и флаконы, посуда, керамическая плитка, панели приборов, обои, игральные карты, часы, каминные полки, автомобильные стекла, подносы, зонты, сувениры, картонная упаковка, дорожные знаки, постеры для наружной рекламы, вывески, растяжки и т.д. и т.п., включая изделия мебели.

От других способов печати шелкография отличается сравнительной простотой процесса и применяемого оборудования и, как производственный процесс, особенно эффективна при выполнении малых и средних тиражей мебели и мебельных деталей.

При сохранении исходных принципов техники и технологии, постоянный и быстрый прогресс в шелкографии характеризуется:

  • расширением областей применения,
  • освоением новых декоративных эффектов,
  • совершенствованием оборудования и технологии,
  • расширением ассортимента применяемых красок и красящих паст.

В шелкографии сейчас применяется большая номенклатура высокопрочных красящих материалов: краски на основе летучих растворителей, масляные краски, краски на водной основе, двухкомпонентные полимеризующиеся краски, краски ультрафиолетового (UV) отверждения, ПВХ пластизоли и т.д. В современном арсенале шелкографических материалов имеются краски обеспечивающие реализацию специальных эффектов (флуоресцентные, фосфоресцентные и радужные краски, металлоэффект, зеркальный и глиттерный эффекты), а также краски с особыми тактильными свойствами и даже краски со специальным запахом. И этот ассортимент постоянно пополняется. Современные шелкографические краски по прочности и долговечности соответствуют требованиям, предъявляемым к поверхностям мебели. Как правило, для того, что бы перекрыть цвет подложки используются краски с высокой укрывистостью. Шелкографическое изображение может быть нанесено в одну или в несколько красок, или оттенков одной краски, включая получение полноцветных изображений с довольно высоким разрешением. Шелкографическое изображение может быть нанесено как на готовые детали мебели, так и на бумажные или полимерные пленки, которыми впоследствии эти изделия мебели будут облицованы.

Для мебели шелкография является весьма сильным декоративным приемом. Методом шелкографии можно имитировать на поверхностях мебели накладной декор, интарсию, резьбу и т.д. Однако, можно не только использовать художественные приемы, разработанные для классической мебели, но и создавать самостоятельные изображения, связанные с общим художественным решением (дизайном) изделия и не обязательно "под орех". Шелкография может применяться практически для любых видов и элементов мебели - корпусной мебели, решетчатой мебели - столов и стульев, мягкой мебели, детской, офисной мебели и др., включая декорирование кожи, ткани, металла, пластмасс и стекол, а также окон и межкомнатных и входных дверей, стеновых панелей и т.д. При помощи шелкографии можно создавать гарнитурные изделия мебели, распологая изображения, связанные общим художественным замыслом (дизайном), на дверки, столешницы, обивку мягкой мебели и стульев, обои, стеновые панели, занавеси и т.д. Это могут быть живописные мотивы, геометрические рисунки, орнаменты, вензеля и логотипы и т.д., вплоть до персонифицированных изделий.

В 70 - 80 г.г. прошлого века техника шелкография была еще относительно примитивна, однако была уже довольно популярна у советских мебельщиков. Потом шелкография стала несколько забываться. Падение интереса к шелкографии было связано с периодом освоения большой гаммы новых выразительных средств, сдавших доступными по импорту - высококачественных декоративных пленок, лицевой фурнитуры, лаков, эмалей, натурального шпона, плит МДФ и т.д., а также с закупкой оборудования для фасонной обработки древесины. Сейчас интерес к мебельной шелкографии вновь растет, в т.ч. и у крупных производителей.

Привлекательность современной шелкографии для мебельщиков и краснодеревщиков состоит в возможностях увеличения ассортиментного разнообразия при относительно небольших капитальных затратах и текущих расходах. Конечно, это не означает, что нужно немедленно шелкографировать все производимые фасады. Напротив, может быть иногда интереснее нанести изображения на задние стенки, стекла, пилястры, карнизы и др. вспомогательные детали. В дизайне нужен творческий и профессиональный подход, работа с архитектурой, цветом и фактурой изделия, а также понимание возможностей и ограничений конкретной технологии.

В декорировании существует железный закон: чем сильнее декоративный прием, тем квалифицированее и аккуратнее должно быть его применение. От образа - к рисунку, от рисунка - к линии, от линии к точке. Только при условии высоких уровней художественной убедительности и технического исполнения вы сможете поразить, а следовательно и завоевать покупателя.

Шелкография, как метод декорирования мебели, достаточно популярна в Италии и Испании. Шелкография должна быть распространена в Китае. Вообще, должно быть перспективно применение шелкографии в мебели, поставляемой на экспорт для восточных рынков (орнаменты, суры и т.п.).

Офис: 03115, г.Киев, пр.Победы, 107
Тел: (044) 585-0-333
Шелкография. Методика нанесения